Страницы

вторник, 18 декабря 2012 г.

Франц Кафка: безумие и нереальность современного мира


Если мы будем отталкиваться от утверждения Владимира Набокова, что "хороший читатель, активный и творческий читатель тот, кто перечитывает произведение" и присоединим к этому высказывание Альберта Камю: "Все искусство Кафки состоит в том, чтобы вынудить читателя перечитывать его",- мы можем уверенно сказать, что произведения Кафки стоят в ряду с несомненными сокровищами литературы. Для некоторых это очевидно, как и то, что его работы неистово забавны, отчаянно грустны и бесконечно вдохновляющие; для других они бессмысленны и непонятны. Франц Кафка - один из лучших писателей для тех, кто любит задаваться вопросом: "Что это значит?", и худший для тех, кто хочет, чтобы на этот вопрос был готовый ответ. Его абсолютно неповторимая особенность -  вызывать в каждом читателе вопросы,  на которые не даются готовые и простые ответы на темные загадки и дилеммы, с которыми мы все так или иначе встречаемся в жизни.

Франц Кафка
Читатель невольно начинает терзаться мыслью какой внутренний конфликт раздирал Кафку?  Многие отмечают, что, не иначе как писатель был одержим чем-то, но выбрал метафорический способ вынести свою идею на суд читателя таким искусным, своеобразным и тонким методом, что он если и осознается читателем, то исключительно подсознательно. Несомненно, что- то глубоко личное не давало покоя писателю. И многие из его произведений не окончены, потому что личные метаморфозы Кафки остались также незавершенными. Возможно, если бы он не умер от туберкулеза, мы бы дождались разгадки его личных драм и головоломок. Теперь же нам ничего не остается, как довольствоваться его прекрасными и загадочными рассказами- притчами, тихо нашептывающими что-то...

Кафке легко удается заставить читателя задуматься, прочитав всего лишь страницу печатного текста, тогда как многим писателям для этого требуется целая книга. Он великолепен и несложен, заставляет думать и в то же время часто начисто лишен логики, и это все - Франц Кафка.

Стиль Кафки противоречит образцовым литературным нормам. Его нередко классифицировали не иначе как безумие, неполноценность, и многие соглашаются, что он непроницаем для интерпретаций. Как писал о нем Эрик Геллер, "Кафка - создатель самой неясной ясности в истории литературы, он просит интерпретации и одновременно сопротивляется ей..."

Модернизм  этого писателя выходит и за культурные границы. Немец по языку и культуре, еврей по национальности, он жил в Праге, третьему по значимости городу Австро - Венгерской империи.


Кафка стал Кафкой за одну бессонную ночь в сентябре 1912 года, когда он, не останавливаясь, написал "Правосудие", рассказ, в котором утренний разговор завершается приговором отца над собственным сыном. Рассказ содержит многие характерные впоследствии для писательской манеры черты: стиль письма старательный, но очень простой, сильная повествовательная сила, импульс, внезапные смены тона повествования, смесь повседневной реальности и ночных кошмаров, жестокий произвол наказания, и слова, которые, кажется, сливаются с душой читателя, но в котором бушует внутренняя смятение души.

Определенно нет автора, подобного Кафке, который так виртуозно бы играл на страхах и эмоциях человеческого сознания, его мысли становятся мыслями читателя, более того - мы понимаем, что описываемое вполне может произойти и с нами. Он был и остается одним из авторов, оказывающим влияние на умы читателей и на саму литературу не только благодаря своему таланту уловить безумие и нереальность современной жизни, но в большей части благодаря своему особому видению мира, одновременно странному и не оставляющему равнодушным. В самом деле, если можно написать трогательную историю о человеке, кто поутру обнаруживает, что превратился в огромного таракана - то что же еще есть в этом мире, что писатель НЕ МОЖЕТ сделать?

Нельзя не задуматься о том факте, что писатель не был умирающим от голода наркоманом или распутным пьяницей, он работал скромным служащим в немецкой страховой компании... Его рассказы даже по современным стандартам кажутся абсолютно современными, возможно, благодаря тому, что изумительный спектр эмоций и философских мыслей передан простым и серьезным языком.

"Сельский доктор" по мнению многих критиков - один из несомненных шедевров писателя, мрачное повествование со скользкими, гнусными, отвратительными червями, роящимися за сюрреалистической поверхностью сюжета, высовывающиеся из дырчатых досок, которыми Кафка ограничивает повествование...

"Правосудие", идеальная работа по психологии, в которой Кафка погружается глубже и будоражит нервы больше, нежели в каком-либо другом своем рассказе, раскрывая читателю картину того, что значит быть гением, контролируемым доминирующим, совершенно не понимающим его отцом.

Маленькие по объему рассказы из сборника "Медитации", небольшие лоскуты образов, возникающих хаотично в мозгу, своего рода литературный шепот на ухо собеседника, сидящего в темноте.

"Нора", еще один шедевр, возможно, одно из самых клаустрофобных произведений мировой литературы, темнота туннеля, надолго не покидающая ум читателя. Здесь и на других многочисленных примерах мы наблюдаем выдающуюся игру воображения писателя - будь то затворничество человека, одержимого идеей защиты своего дома от вторжения, реального и воображаемого, или чудовищный прибор для пытки в "Штрафной колонии", или описание гноящейся раны мальчика в "Сельском докторе", или мертвый персонаж из "Охотника Грахуса", затерянный между раем и адом, между этим и тем миром...

Совершенно уникален символизм в произведениях писателя, в частности, в его рассказах животные - символ пережитого человеком опыта. Также его персонажами могут быть просто метафора, или настроение. Эта особенность несомненно имеет свои сильные стороны, но только в руках настоящего мастера, каким и является Кафка.

Легко проследить влияние Кафки на таких авторов как Борхес, Т. Манн,Ф. О' Коннор. Нелепо думать, что писатель задавался целью шокировать читателя или оказать влияние на будущее поколение писателей. Он несомненно обладал неповторимым взглядом на жизнь и выражал это на своем оригинальном, временами зловещем и болезненном языке.

С технической точки зрения стоит упомянуть, что многие рассказы Кафки имеют структурные недочеты, кажутся неоправданно усеченными, укороченными или же без необходимости растянутыми. Относя эти недостатки насчет авторской отваги в самовыражении, нельзя, однако, не заметить мрачную красоту образов. Хотя все его работы  - проза, в некоторых случаях можно говорить о свойствах притчи, таких как использование символов, красноречие при явном отсутствии конкретности, и т.д. Писатель всегда осознавал, что он ограничен рамками литературного жанра, но он извлек из этого всевозможные преимущества: он в полной мере использует мистику, метафизику, сюрреализм.

Его работы неоспоримо пессимистичны, его пейзажи  будто искривлены неким кривым зеркалом... Многие конфликты его произведений   - с внешними силами, над которыми отдельный человек не имеет никакой власти; но основная борьба -  с собой, она духовна по натуре. Кафка мастер иронии, и многие его рассказы заканчиваются искрометно- сатирически. Его абсолютно неповторимая особенность -  вызывать в каждом читателе вопросы,  на которые не даются готовые и простые ответы на темные загадки и дилеммы, с которыми мы все так или иначе встречаемся в жизни.

Немного писателей оформляют трагедию философией, как это делает Кафка. В "Штрафной колонии" изобретен изощрённый инструмент для смертной казни, отвратительный и ужасный, но когда читатель дочитывает последние слова рассказа, он ясно понимает, что рассказ совсем не о нечеловеческом устройстве- убийце, а о человеческой одержимости им, а в какой-то степени это не иначе как надгробная речь.

Писатель про максимальной экономии слова и выразительных средств достигает многого. Он открывает безграничную вселенную интерпретаций, не подтверждая ни одной из них. Ничего не материализуется, все как в тумане. Рассказы, при чтении которых чувствуешь, что вот-вот откроется смысл бытия заканчиваются раздражением в душе читателя, а другие, например, "Полукровка", необычайно скучны, но прочитав последние фразы ты почти плачешь, тебя озаряет понимание того, что же ты читал.

Кафка жаждет красоты и пишет ради неведомой истины, но в итоге читатель почти физически ощущает неопределенность и демоничность в его почти одержимости гротеском.

Кафку легко читать, и, тем не менее, невозможно точно определить смысл. Часто читательский анализ и интерпретация текста Кафки говорит больше о самом читателе, чем о Кафке. В этом состоит несомненная привлекательность этого писателя для прошедших и настоящих поколений читателей, его темы вневременны - вечный поиск надежды в безнадежной вселенной

Работы Кафки не оставят равнодушными ценителя литературы, кроме, разве, романтиков, которые любят хэппи энд. 


Возможно,  Вам также будет интересно:








Комментариев нет:

Отправить комментарий